Основные задачи технологии подготовки спортсменов:
- Диагностика стрессоустойчивости с регистрацией физиологических реакций организма на выполнение спортсменом стресс-тестов и скорости восстановления в периоды отдыха между заданиями.
- Прогноз успешности в условиях повышенного стресса, связанного с соревнованиями.
- Выявление «проблемных» физиологических показателей, требующих коррекции, формирование индивидуальной программы тренинга.
- Базовый тренинг саморегуляции — обучение техникам управления физиологическими функциями и навыкам быстрого восстановления: оптимизация ритма дыхания, снижение мышечного напряжения, нормализация сердечного ритма, управление периферической температурой, обучение способам релаксации, восстановления, обучение способам активации – готовности к действию.
- Тренинг игрового биоуправления — направленный на снижение соревновательного психоэмоционального напряжения, повышение психологической устойчивости, работоспособности.
- Психологическая подготовка на тренировочном этапе (развитие навыков оптимального функционирования и достижения пика формы, совершенствование стартовой готовности).
- «Глубокий» тренинг – нейробиоуправление – обучающий навыкам мгновенной концентрации, эффективной релаксации (микробрейки), формирующий оптимальный уровень напряжения на старте – зоны стартовой готовности.
- Психологическое сопровождение в период соревнований (управление психологическим состоянием и вегетативным статусом).
- Психологическое консультирование, коррекция негативного опыта (отслеживание реакций организма в процессе психологической реабилитации).
- Коррекция двигательных нарушений, мышечных зажимов, болевых синдромов, последствий перенесенных травм.
Этапы подготовки спортсменов
Технология подготовки спортсменов состоит из 2 этапов: диагностического и коррекционного.
Диагностический этап
1. Психометрия на программно-аппаратном комплексе «БОС-ТЕСТ профессиональный». Проводится психологическое тестирование для оценки эмоционального состояния:
- проективный цветовой тест Люшера (актуальное, т.е. сиюминутное эмоциональное состояние)
- тест Элерса (мотивация к успеху)
- тест Спилбергера –Ханина (уровни ситуационной и личностной тревожности)
- опросник Миллона (особенности личности)
- опросник Потемкиной (социально-психологические установки личностив мотивационно-потребностной сфере)
- опросник Шуберта (склонность к риску).
- для оценки психофизиологического состояния проводится тест РДО (реакция на движущийся объект, СЗМР Простая сенсомоторная зрительная проба)
- теппинг тест (определение типа высшей нервной деятельности).
2. Тестирование, основанное на многоканальном мониторинге физиологических функций в системе «БОСЛАБ»:
- оценка длительности кардиоинтервалов (ЧСС)
- периферической температуры (кончика пальца руки)
- частоты дыхания (ЧД)
- интегральной электромиограммы (уровень напряжения) фронтальных мышц (ЭМГ)
- кожно-гальванической реакции (КГР)
- величина амплитуды отфильтрованных сигналов ЭЭГ в альфа-, бета-, тета-диапазонах.
Коррекционный этап
На втором этапе по результатам тестирования формируется план обучения техникам управления физиологическими функциями с использованием биоуправления.
Одновременно или последовательно присоединяется тренинг (нейробиоуправление), обучающий навыкам мгновенной концентрации, поддержанию ее в период спортивного действия и быстрой, эффективной релаксации, формирующий оптимальный уровень психофизиологического напряжения на старте.
Сессии ОФ сочетаются с игровым тренингом, а также когнитивно-поведенческим психотерпевтическим подходом.
Детально обсуждаемые протоколы отчетов в процессе тренинга, позволяют спортсменам «узнавать» пиковые аспекты и поведенческие стратегии в своей деятельности.