Стратегия ЭЭГ-биоуправления обычно направлена на увеличение мощности в бета- (бета1 и бета2) диапазоне. Для достижения этих изменений от пациента требуется постепенно научиться управлять своим состоянием путем концентрации внимания на сигнале обратной связи так, чтобы подавляя низкочастотные колебания, доминирующие в ЭЭГ, и увеличивая высокочастотные, тем самым компенсировать пониженный уровень активности передних отделов коры. Стремление к получению положительного подкрепления сначала приводит к кратковременным изменениям функционального состояния мозга, а затем и к устойчивым модификациям как функциональных, так и структурных характеристик.
Показания и противопоказания к применению нейробиоуправления
Показания к применению метода:
1. Специфические расстройства развития:
- нарушение развития способности к арифметическому счету;
- расстройство развития экспрессивного письма;
- расстройство развития способности к чтению.
2. Расстройства в виде деструктивного поведения.
Противопоказаний к применению нейробиоуправлению нет. Но можно выделить группу пациентов, примерно 25%, с заведомо низкой эффективностью применения технологии, в которую входят дети с органической патологией головного мозга, судорожной активностью.
Результаты применения биоуправления
У пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в результате лечения достигаются следующие результаты:
1. Так называемое «переобучение» головного мозга. Для большинства пациентов с синдромом дефицита внимания характерна неадекватная реакция на интеллектуальный стресс – снижение активации фронтальных отделов коры головного мозга и нарушение взаимодействия моторной зоны и базальных ганглиев.
В этом случае использование адаптивной обратной связи по бета-ритму ЭЭГ позволяет обучить пациента нормальной физиологической реакции, например, увеличению активации лобных отделов коры головного мозга при решении широкого спектра когнитивных задач.
2. Формирование у ребенка устойчивых адекватных поведенческих стереотипов. Для пациентов с синдромом дефицита внимания часто характерно импульсивное, плохо контролируемое и часто агрессивное поведение.
Адаптивная обратная связь, будь то базовый тренинг по бета-ритму или игровые программы, основана на принципах бихевиоральной, т.е. поведенческой терапии. Пациент сталкивается с необходимостью контролировать свое поведение, планировать деятельность и добиваться необходимого результата.
3. Нормализация эмоционального состояния. Дети с синдромом дефицита внимания постоянно вызывают раздражение у окружающих – родителей, сверстников, учителей. Ребенок, чувствуя, что окружающие не принимают его, постоянно пребывает в состоянии эмоционального стресса, несостоятельности своего социального статуса. Это приводит к возникновению стойких эмоциональных расстройств и появлению потребности в улучшении своего психического состояния с помощью психоактивных веществ.
Структура коррекционного курса биоуправления
Основной обязательный курс лечения (коррекции) проводится в первом классе, индивидуально с каждым учеником. Необходимым условием является продолжительность курса 30-35 сессий. При наличии у ребенка расстройства поведения в виде вызывающей оппозиции, коррекционный курс должен включать в себя семейную психотерапию.
Сессии проводятся два раза в неделю, длительность каждой не превышает 40 минут. Время их проведения определяется школьным расписанием ребенка.
В начале и конце каждого года обучения проводится диагностическое обследование, консультация невропатолога, определяется режим работы следующего учебного года. Во время второго и третьего года (2 и 3 класса) проводятся подкрепляющие тренинги, количество сеансов и интенсивность определяется индивидуально для каждого ребенка.
Структура курса тренинга:
Первые коррекционные сеансы состоят преимущественно из игровых сессий. Это вызвано необходимостью установления контакта с ребенком, формирования у него уверенности в том, что он может добиться успеха. По мере того, как пациент адаптируется к обстановке и приобретает навыки релаксации, начинается бета-стимулирующий тренинг, как правило, сопровождающийся дополнительными нагрузками (чаще всего, устный счет, прослушивание текстов, рисование, чтение стихов вслух и про себя и т.д.).