Всем в общих чертах известно, что такое аденоиды и что с ними делать. Но как делать - ясно лишь оториноларингологу.
Носоглоточные миндалины, расположенные в куполе носоглотки, при разрастании сдавливают слуховые трубы и, как пробка в горловине, закрывают полость носа. Невозможность носового дыхания заставляет ребенка держать рот открытым, а это значит, что мышцы, открывающие рот, будут в постоянном тонусе.
Именно это приводит к изменению лицевого скелета и формированию аденоидного типа лица (узкая верхняя челюсть, сдвинутая назад нижняя челюсть, высокий фильтр верхней губы).
Аденоиды после серии аденоидитов обрекают ребенка на такие страдания, как отиты, снижение слуха, затруднение носового дыхания, вплоть до его периодического прерывания. Таким образом, аденоиды необходимо извлекать. Исполняется данная операция в два счета: обезболили и удалили.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В 1995 году сотрудники американской компании Artro Care представили медицинскому сообществу холодноплазменный аппарат Coblator. В основе аппарата лежит принцип коблации (Coblation Cold ablation, холодная облация).
Коблатор появился на российском рынке в 2002 году, за Уралом им начали пользоваться в 2010. Примерно в это же время о волшебном аппарате заговорили матери на форумах в Интернете. Инструмент используется при коблационной аденотомией совместно с эндоскопом.
Сам аппарат состоит из системы подачи жидкости, электроотсоса и электрода, их активация производится с помощью педалей. Насадка электрода толщиной с шариковую ручку, в ее кончике находится спираль. Видимая часть похожа на 3 металлические скобы несколько отверстий возле спирали нужны для подачи физиологического раствора. При нажатии на педаль спираль образует электромагнитное поле. Физраствор, изливаясь на спираль, рождает холодную натриевую плазму видимое искристое облачко.
Для работы с мягкими тканями контакта электрода с поверхностью допускать нельзя. Необходимо расстояние 2–3 мм. Этого пространства достаточно для образования и воздействия плазмы. Приблизив электрод к «пузырьку» лимфоидной ткани величиной с горошину, можно ее уничтожить, кратко нажав на педаль коблатора. Плазма при температуре около 55 °С вызывает в мягких тканях молекулярные диссоциации. В итоге получаем воду, углекислый газ и азотистые образования. Все уходит в канал электроотсоса.
Зона мягких тканей под удаленным лимфоидным «пузырьком» будет закоагулирована по всей площади. Выглядит это как денатурирующийся куриный белок на сковороде. Мощность коагуляции достаточна, чтобы остановить кровотечение из любого сосуда аденоидов.
Однако разработчики предусмотрели возможность обычной электрокоагуляции в затруднительных случаях. Прибегать к ней приходится редко. Возьмем среднестатистического 5‑летнего пациента с объемом аденоидов 3‑й степени, проведем ему холодноплазменную аденотомию и обсудим особенности метода.
- Аденотомия у детей занимает 2–3 минуты. Удобный изгиб электрода позволяет удалять лимфоидную ткань, даже если аденоиды вросли в полость носа. Передними концами своих долек аденоидная миндалина способна разрастаться и на перегородку носа. В этом случае легко сформировать нормальную пластинку перегородки.
- Известный исход усердной работы аденотомом повреждения ни в чем не повинных тканей. Все те же миниатюрность и удобный изгиб электрода позволяют ювелирным образом удалять излишки лимфоидной ткани без повреждения устья слуховой трубы и уж точно позвоночника.
- Бесспорное преимущество холодноплазменной аденотомии - бескровность в умелых руках.
- Неумелые движения электродом коблатора могут повредить что-либо. Плазме все равно, что растворять. Поэтому нужно ответственно относиться к выбору клиники и специалиста.
- После завершения операции гемостаз спонтанный. Отпускаем мягкое нёбо, вынимаем роторасширитель, ждем выхода из состояния наркоза. Отправляем пациента в палату. Далее малыш просыпается, ведем послеоперационное наблюдение около 2–3 часов, после чего ребенок наблюдается амбулаторно от 10 до 14 суток, в течение которых можно прогнозировать субфебрильную температуру и неприятные ощущения в носоглотке только в первые 1–2 дня.
Удачно проведенная операция возвращает ребенка к привычному образу жизни. А мы ждем снижения частоты воспалений слизистых оболочек носоглотки, восстановления дренажной и вентиляционной функции слуховых труб, что означает урежение средних отитов или их исчезновение.
Снижается количество слизи, так часто провоцирующей ночной и утренний кашель. Значительно облегчается течение сопутствующей патологии при ее наличии (бронхиальная астма, хронические обструктивные бронхиты, периодические стенозы гортани и многое другое). А самые заметные изменения, которым больше всего радуются родители, это исчезновение гнусавости, восстановление нормального тихого дыхания и дикции.
К тому же правильность и своевременность турбулентных завихрений воздушных масс в полости носа и носоглотки нормализует газообмен и возвращает малыша к хорошему росту и развитию.