Ваше здоровье - наша забота!

Дети: синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) распространенная  форма расстройства поведения, диагностируемая у 17-20  % детей и подростков.

lechenie-giperaktivnosti-u-detej

Первые симптомы, как правило, привлекают к себе внимание родителей, когда ребенку исполняется 6 — 7 лет. Ведущими нарушениями для детей с СДВГ являются следующие:

—          неуместная избыточная активность, не соответствующая выполняемому заданию;

—          дефекты концентрации внимания;

—          импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности;

—          проблемы во взаимоотношениях с окружающими;

—          сопутствующие нарушения поведения.

 

После поступления в школу проблемы детей с СДВГ значительно усиливаются. Требования к обучению в школе таковы, что ребенок с СДВГ не в состоянии их выполнить. Его поведение не соответствует возрастной норме и очень часто  ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этомбольшинство детей с СДВГ имеют хороший интеллектуальный потенциал, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований.

Во время уроков дети с СДВГ не могут справиться с заданиями, так как испытывают трудности в организации и завершении работы, довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. Письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

Причины СДВГдо сих пор полностью не изучены. Предполагается, что они характеризуются 1) дефицитом трансмиттера-допамина, 2) нарушением корково-стриарных взаимоотношений, 3) функциональной недостаточностью кровоснабжения передних (лобных) отделов мозга и базальных ганглиев, следствием чего является ошибочная обработка информации структурами головного мозга, которые не могут регулировать (фильтровать) поток информации. На ребенка обрушивается шквал впечатлений, с которыми он не может справиться, что и вызывает у него ослабление внимания, импульсивность, гиперактивность.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью нередко сочетается как со специфическими отклонениями развития, так и с оппозиционными нарушениями поведения. В тех случаях, когда не удается их контролировать, особенно в подростковом возрасте, это состояние переходит в более тяжелое антисоциальное личностное расстройство, а также приводит к возникновению химических и нехимических аддикций (наркомания, токсикомания, алкоголизм, гемблинг). Синдром дефицита внимания – очевидный предвестник аддиктивных расстройств, а дети, страдающие им – идентифицированная группа риска.

Лечение СДВГ. До последнего времени основное место в лечении детей с синдромом дефицита внимания занимает медикаментозная терапия. Обычно применяются стимуляторы центральной нервной системы, антидепрессанты, препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга. Такая терапия эффективна только во время приема препаратов и неизбежно приводит к лекарственной зависимости.

В середине 90-х годов для лечения детей с СДВГ стали применятьэлектроэнцефалографическое биоуправление. В исследованиях, проведенных в ГУ НИИМББ СО РАМН, демонстрируется высокая эффективность использования техники ЭЭГ- бета- и SMR-стимулирующего биоуправления, достигающий 90%. Это очень высокий уровень эффективности: медикаментозная терапия приносит позитивные результаты лишь в 60% случаев, бихевиоральная (поведенческая) терапия еще менее результативна (40-50% случаев).

Описание технологии. Бета-стимулирующий (бета1 и бета2) элктроэнцефалографический тренинг, предназначенный для лечения синдрома дефицита внимания, базируется на адаптивной обратной связи – универсальном центральном приспособительном механизме. Включенный в контур связи через компьютер, пациент обучается навыкам активной модификации биоэлектрической активности определенных структур головного мозга, регулирующих поведение.

 

Устойчивый сдвиг преобладания в электроэнцефалограмме  бета-ритма обеспечивает (гарантирует) лечебный эффект.

Стратегия ЭЭГ-биоуправления обычно направлена на увеличение мощности в бета- (бета1 и бета2) диапазоне. Для достижения этих изменений от пациента требуется постепенно научиться управлять своим состоянием путем концентрации внимания на сигнале обратной связи так, чтобы подавляя низкочастотные колебания, доминирующие у этих пациентов в ЭЭГ, и увеличивая высокочастотные, тем самым компенсировать пониженный уровень активности передних отделов коры. Стремление к получению положительного подкрепления сначала приводит к кратковременным изменениям функционального состояния мозга, а затем и к устойчивым модификациям как функциональных, так и  структурных характеристик.

 

Показания и противопоказания к применению нейробиоуправления

 

Показания к применению метода:

1. Специфические расстройства развития.

·Нарушение развития способности к арифметическому счету.

·Расстройство развития экспрессивного письма.

·Расстройство развития способности к чтению.

2.Расстройства в виде деструктивного поведения.

Противопоказания.

Противопоказаний нет. Можно выделить группу пациентов, примерно 25%, с заведомо низкой эффективностью применения технологии, в которую входят дети с органической патологией головного мозга, судорожной активностью.

 

Результаты применения биоуправления у пациентов с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

 

1.     Так называемое «Переобучение» головного мозга пациента. Для большинства пациентов с синдромом дефицита внимания характерна неадекватная реакция на интеллектуальный стресс – снижение активации фронтальных отделов коры головного мозга и нарушение взаимодействия моторной зоны и базальных ганглиев.

В этом случае использование адаптивной обратной связи по бета-ритму ЭЭГ позволяет обучить пациента нормальной физиологической реакции, например, увеличению активации лобных отделов коры головного мозга при решении широкого спектра когнитивных задач.

2.     Формирование у ребенка устойчивых адекватных поведенческих стереотипов. Для пациентов с синдромом дефицита внимания часто характерно импульсивное, плохо контролируемое и часто агрессивное поведение.

Адаптивная обратная связь, будь то базовый тренинг по бета-ритму или игровые программы, основана на принципах бихевиоральной, т.е. поведенческой терапии. Пациент сталкивается с необходимостью контролировать свое поведение, планировать деятельность и добиваться необходимого результата.

3.     Нормализация эмоционального состояния пациентов. Дети с синдромом дефицита внимания постоянно вызывают раздражение у окружающих – родителей, сверстников, учителей. Ребенок, чувствуя, что окружающие не принимают его, постоянно пребывает в состоянии эмоционального стресса, несостоятельности своего социального статуса. Это приводит к возникновению стойких эмоциональных расстройств и появлению потребности в улучшении своего психического состояния с помощью психоактивных веществ.

 

В процессе тренинга пациент сталкивается с большим количеством решаемых задач. Игровые алгоритмы устроены таким образом, что самый неусидчивый пациент может достичь успеха в игре. При этом следует помнить, что победа в игровом сюжете возможна только при возникновении адекватных физиологических реакций, ибо продуктивное развитие сценария игры, управляемого бета-ритмом, возможно исключительно в случае экспоненциального роста мощности этой частотной полосы ЭЭГ. Успехи пациента приводят к повышению самооценки, снижению уровня тревоги, снятию или существенному ослаблению гиперактивности.

 

 

Структура коррекционного курса биоуправления

1. Основной обязательный курс лечения (коррекции) проводится в первом классе, индивидуально с каждым учеником. Необходимым условием является продолжительность курса 30-35 сессий. При наличии у ребенка расстройства поведения в виде вызывающей оппозиции, коррекционный курс должен включать в себя семейную психотерапию

Сессии проводятся два раза в неделю, длительность каждой не превышает 40 минут. Время их проведения определяется школьным расписанием ребенка.

3. В начале и конце каждого года обучения проводится диагностическое обследование, консультация невропатолога, определяется режим работы следующего учебного года. Во время второго и третьего года (2 и 3 класса) проводятся подкрепляющие тренинги, количество сеансов и интенсивность определяется индивидуально для каждого ребенка.

4. Структура курса тренинга. Первые коррекционные сеансы состоят преимущественно из игровых сессий. Это вызвано необходимостью установления контакта с ребенком, формирования у него уверенности в том, что он может добиться успеха. По мере того, как пациент адаптируется к обстановке и приобретает навыки релаксации, начинается бета-стимулирующий тренинг, как правило, сопровождающийся дополнительными нагрузками (чаще всего, устный счет, прослушивание текстов, рисование, чтение стихов вслух и про себя и т.д.).

Стоимость от 350 р.

Я хочу, чтобы администратор клиники перезвонил мне!




Благодарим за обращение! Администратор клиники свяжется с Вами в ближайшее время.

Записаться на приём!




Благодарим за обращение! Администратор клиники свяжется с Вами в ближайшее время.